Собственно название темы говорит за себя, тут я объясню вам о бо всем, что связано со статами покемонов. Информация абсолютно верна и проверена мною.
(Гайд будет дополнятся, и по возможности улучшатся)
За наличие ошибок (особенно с запятыми) убедительная просьба не пинать.

Дак вот, с чего бы начать, пожалуй начнем с того что в мире покемонов (речь в этом гайде пойдет о Fire red/Leaf green) есть несколько важных вещей определяющие статы покемонов.

1. IV - Individual values
2. EV - Effort values
3. Характер покемонов
4. Базовые статы покемонов
5. Уровень покемона (ну само собой, однако и тут есть то, что может быть интересным)

Начнем по порядку:

1. IV - Individual values - Индивидуальные значения (Гены)

Всего существует таких значений 32. Собственно 0 - 31, и цифры означают прямые отличия в статах покемонов. То есть один и тот же покемон, с тем же характером, и одинаково вкаченными EV (об этом позже) на 100 уровне (именно на 100) будет иметь разое значение во всех статах, колебающиеся от 0 до 31. Каждый стат,(включая HP) может быть с разым IV.

Например:
Пикачу на 100 уровне с 20 IV спец.атаки, будет иметь (предположим) 300 спец.атаки.
Пикачу на 100 уровне с 0 IV спец.атаки, будет иметь 280 спец.атаки.
Пикачу на 100 уровне с 31 IV спец.атаки, будет иметь 311 спец.атаки.
Думаю суть ясна, остается вопрос, почему именно на 100 уровне?
Подробнее об этом вы узнаете в пятом пункте, но в краце это потому, что 100 - последний уровень, на меньших уровнях и разница соответственно меньше, и эквивалетна уровню покемона.

Прежде всего, когда вы словили покемона (или он родился) вычисляйте его IV, я советую вам подбирать покемонов с 20+ во всех статах в среднем. Безусловно, для каждого покемона есть как минимум 2 характеристики на которые нужно бы 30-31 IV, и почти так же у всех, есть одна совершенно не нужная характеристика, на которую можно не обращать внимание. (например атака у Алаказама)
Короче экспереминтируйте, дело в практике. Еще хочу сказать, что 30-31 IV - довольно редкая роскошь :D   

В интернете есть IV калькуляторы, которые позволяют максимально точно вычислить IV покемона даже на лоу лвлах, ссылки я приводить не буду, ибо могут забанить, но юзайте гугл и все будет окей.

2. EV - Effort values - "Очки тренировок" (будем так называть)

EV это скрытые значения (очки характеристик) которые нам дают за победу над каким либо покемоном.
Вы их увидеть в игре не можете, но они есть, и они прямо влияют на силу вашего покемона.
За каждого "убитого" вами покемона дают разное количество (от 1 до 3) EV разных характеристик.
Например за убийство Бульбазавра дают +1 EV к спец.атаке, а за убийство Ивизавра +1 к спец.атаке и +1 к спец.защите. За убийство Пиджета дают +3 EV скорости, а за убийство Катерпи +1 EV HP.

Как же влияют эти очки на статы?
Все очень просто. Каждые 4 EV определенного стата, увеличивают характеристику этого стата на 1 (при лвл апе). К примеру я "убил" 4 Бульбазавра и при повышении уровня я получу на 1 спец.атаки больше, чем мне положено.
Однако существуют определенные ограничения:
1. MAX EV которые любой покемон может получить это 510
2. MAX EV которое можно вложить в одну характеристику это 255. (Дальше попросту оно не качается)

Из этого следует то, что максимально мы можем увеличить статы наших покемонов на 127. (127x4=508)
При этом каждую характеристику максимально возможно увеличить на 63. (63x4=252)
Вот вам пример:
Я качаю алаказама и вкачиваю ему 252 EV спец.атаки и 252 EV скорости.
(255 не актуально, так как 3 очка просто будут пропадать, поэтому при каче в 252 остается 6 свободных очков, которые можно кинуть к примеру в HP и будет на 1 HP больше :D)

Протеин, Керотин, Кальций и подобное барахло, увеличивает ваши EV сразу.
1 банка = 10 EV того стата, который описан на банке. Максимально покемон может выпить 10 банок в одного стата, при условии что он еще не качал этот стат.
То есть выпив 10 банок кальция, мой алаказам сразу получит +100 EV спец.атаки и это отразится на характеристиках сразу, а не при получении лвла, однако отражение это зависит от уровня покемона.
И по сути останется мне вкачаеть ему 152 спец.атаки.

Ошейник (который можно получить после ликвидации Джованни на восьмом стадионе, с помощью вещдетектора) увеличивает прирост EV в 2 раза. Это значит, что за каждого "убитого" нами Бульбазавра будут давать не по 1, а по 2 EV спец.атаки. Однако ошейник режет скорость покемона (только во время боя) в два раза, что немного усложняет процесс кача.
Ошейник не как не влияет на количество EV которое прибавляют банки (кальций и прочие).

Опытоприёмник дает возможность прокачивать EV покемону не участвуя при этом в битве. Количество EV дается то же, а не делится пополам как опыт. То есть если на моем Алаказаме будет опытоприймник, в то время как мой Чермандер убьет Бульбазавра, им обоим дадут по +1 EV спец.атаки.

В игре есть вирус Pokerus, довольно редкое явление, так как я его не разу еще не встречал описывать его не буду, могу только сказать, что если ваш покемон заражен этим вирусом, то он получает в два раза больще EV. Если при этом одеть ему ошейник, он будет получать аж в 4 раза больше EV.

При ловле дикого покемона, у него по умолчанию 0 EV. При рождении тоже.
Неважно кто добил покемона, если покемон участвовал в бою хотябы 1 ход, (например при начале битве) ему в любом случае дадут EV, хотите вы этого или нет. Если вы ошиблись (что бывает иногда) выхода два, либо убегать (Run forever) либо, если это битва мастеров, "умертвить" того покемона, которому вы не хотите, что бы дало EV. Покемонам с 0 HP ("мертвым") EV не дают...
Хотя есть еще выход, постоянно сохранятся :D

Все, выше описанные добавления к статам, актуальны для 100 уровня покемонов, подробнее об этом в пятом пункте.

В интернете есть таблицы, где указано какой покемон дает то или иное EV. Юзайте гугл (:

3. Характер покемонов

Характер вы можете посмотреть на первой страничке в досье о покемоне. :)
В игре существует 25 характеров, 20 из которых влияют на статы покемонов. Каждый из этих двадцати характеров добавляет прирост (точнее сказать общее значение) одного стата на 10% и понижает другой стат тоже на 10%. Например Стойкий характер дает +10% атаки и -10% спец.атаки, а Скромный наоборот, дает 10% спец.атаки взамен на 10% атаки. Использовав эти знания можно, к примеру, ловить того же Алаказама именно со Скромным характером, так как мы фактически получим нахаляву 10% спец.атаки (а так как базовый стат спец.атаки Алаказама довольно большой, то эти самые 10% будут прекрасно заметны, но о базовых статах в следующем пункте) ибо обычная атака Алаказаму совершенно на три буквы не нужна потому, что у него нет физ.атак это во первых, и во вторых у него этот самый стат очень убогий. То есть мы видим, что мы можем резать не нужный (или не очень нужный) стат и увеличивать нужный. Все понятно? Если нет, все вопросы в тему.

Список характеров. (+10% / -10%) Последние в списке, на статы не влияют.
LONELY / ОДИНОКИЙ + Атака / - Защита
BRAVE / ХРАБРЫЙ + Атака / - Скорость
ADAMANT / СТОЙКИЙ + Атака / - Спец.Атака
NAUGHTY / ОЗОРНОЙ + Атака / - Спец.Защита

BOLD / НАГЛЫЙ + Защита / - Атака
RELAXED / МЯГКИЙ + Защита / - Скорость
IMPISH / ЗЛОБНЫЙ + Защита / - Спец.Атака
LAX / СЛАБЫЙ + Защита / - Спец.Защита

TIMID / РОБКИЙ + Скорость / - Атака
HASTY / РЕЗКИЙ + Скорость / - Защита
JOLLY / ВЕСЁЛЫЙ + Скорость / - Спец.Атака
NAÏVE / НАИВНЫЙ + Скорость / - Спец.Защита

MODEST / СКРОМНЫЙ + Спец.Атака / - Атака
MILD / КРОТКИЙ + Спец.Атака / - Защита
QUIET / СПОКОЙНЫЙ + Спец.Атака / - Скорость
RASH / ОПРОМЕТЧИВЫЙ + Спец.Атака / - Спец.Защита

CALM / МИРОЛЮБИВЫЙ + Спец.Защита / - Атака
GENTLE / УЧТИВЫЙ + Спец.Защита / - Защита
SASSY / НАХАЛЬНЫЙ + Спец.Защита / - Скорость
CAREFUL / ОСТОРОЖНЫЙ + Спец.Защита / - Спец.Атака

QUIRKY / ИГРИВЫЙ
DOCILE / ПОСЛУШНЫЙ
HARDY / ДЕРЗКИЙ
SERIOUS / СЕРЬЁЗНЫЙ
BASHFUL / ЗАСТЕНЧИВЫЙ

4. Базовый статы

У каждого покемоны есть свои базовые статы, по которым они и отличаются силой.
Посмотреть вы их нигде (в игре) не можете, но можете посмотреть на сторонних сайтах, для этого наберите в гугле "базовые статы покемонов" и перейдите по первой ссылке. :D

Собственно, что это такое?
Базовые статы - это своего рода цифры, которые влияют на прирост тех или иных характеристик покемона. Цифры в этих статах ни означают то, что это максимальные статы или статы на определенном уровне, они просто своего рода статистика и выступают в качестве множителя. То есть у Мьюту, с его 154 статом спец.атаки будет около 400сот этой самый спец.атаки на 100 уровне. (По крайне мере если правильно вкачать)

Например вот вам базовые статы Пикачу.
НР: 35
Атака: 55
Защита: 30
Скорость: 90
Спец.Атака: 50
Спец.Защита: 40

А вот базовые статы Райчу.
НР: 60
Атака: 90
Защита: 55
Скорость: 100
Спец.Атака: 90
Спец.Защита: 80

Как видим, при эволюции статы становятся круче. (да я кэп)
Теперь развею мифы об ловле/выращивании покемонов.
Без разницы какого уровня вы поймали покемона, статы у него базовые свои всегда одинаковые, не важно вылупится у тебя свой пикачу 5 уровня или ты поймаешь дикого 5 уровня, статы будут одни и те же. По мифу, чем раньше покемона поймаешь, тем больше статов будет у него в итоге, это все фуфел, не ведитесь, можете хоть 90-того уровня поймать, вкачать ему соотвествующие ЕV и он не будет отличатся ничем от покемона, который рос с 5 уровня. (Если у них одинаковые IV и характер)
А то, что в игре есть один мужичек, который говорит, что покемоны растущие с тренером выше по статам от диких, он имеет ввиду именно вкаченые EV, напомню вам что при ловле дикого покемона EV у него по умолчанию равно нулю.

Еще один миф, который тревожит мозги юных тренеров, это эволюция. Стало быть у Пикачу статы меньше, чем у Райчу, поэтому надо его как можно раньше превращать, что бы прирост статов был больше. Такой же фуфел, как и про ловлю покемонов. Можете хоть на 99 уровне своего Пикачу превратить, он при эволюции получит сразу все статы, которые ему пологаются как Райчу.
Наглядно это выглядит так, мы видим, что HP Пикачу почти в двое меньше HP Райчу, не важно когда мы его превратим, его HP увеличится почти в двое как на 30 уровне, так и на 99том. (Просто после трицатого начнут статы больше расти, и в итоге на 99 будет идентичны)

В 3 пункте речь шла об характерах, характер меняет именно базовый стат, а не общий, и в итоге это отражается на общем, на EV и IV характер не влияет.

Пятый пункт будет скоро...